19:42
«КНИГА В ТЕМУ», ЦБ

     Сегодня, 9 августа, отмечается Всемирный День коренных народов мира.

     В этот день хочется поделиться впечатлениями о книге В. Топилина «Дочь седых белогорий». Этот роман входит в книжную серию «Сибириада», заслуженно популярную у читателей.

     Действие романа разворачивается в конце 19 - начале 20 века. С первых страниц сюжет захватывает внимание опасными и непредсказуемыми событиями. На становище русских купцов среди тайги, после пьяной пирушки вспыхивает пожар. В живых остался только приказчик Дмитрий, его в последний момент вынес из пламени живущий поблизости Энакин. Эвенк пытается тушить пожар, спасти хоть кого-нибудь еще, просит и Дмитрия помочь забросать огонь снегом. Но Дмитрий коварно стреляет эвенку в спину - склад с пушниной вот-вот загорится, а люди… Не будет конкурентов, и все богатство достанется ему одному!

     Зарево пожара далеко в тайге увидел Загбой - опытный охотник и следопыт, который кочевал со своей дочерью Ченкой. Когда в их стойбище вспыхнула чума, он принял решение уйти, призывая к этому и других, еще здоровых людей. Загбоя не послушали, и от многолюдного племени остались они одни. Загбой вел свой маленький караван через зимнюю тайгу к родственникам. Встреча на пожарище с  Дмитрием заставила Загбоя переменить планы кочевки. Русский попросил помощи, ему надо попасть к своим, а пройти через тайгу с товаром без оленей он не сможет. Загбой не мог отказать, «в его груди билось сердце эвенка, жившего по неписанным законам тайги. А закон тайги обязывал всегда и везде помогать людям, попавшим в беду. И помогать сразу же, не откладывая».

     И вот, караван Загбоя немного вырос и сменил курс. «Тайга для эвенка - дом родной. Как (русский) человек знает расположение комнат в доме и без труда в полной темноте найдет кровать, стол и другие вещи, так же и эвенк, при любых погодных условиях, в различное время суток легко пройдет по тайге к намеченной цели».

     Движется по тайге маленький караван, много приключений и опасностей подстерегает путников. Плохой таежник, Дмитрий свысока смотрит на «диких» тунгусов, и часто из-за его высокомерия и легкомыслия он попадает в беду, создает трудности своим спасителям и провожатым. Юная Ченка не раз выручает «люча» (русского), порой рискуя жизнью. Но главная опасность впереди. Долгий совместный путь не проходит даром - Ченка влюбляется в симпатичного попутчика… Оценит ли Дмитрий бескорыстную, нетребовательную, но такую беззаветную любовь красавицы Ченки?

     Владимир Топилин описывает полное опасностей путешествие по тайге. Лихо закрученный сюжет торопит события, не дает передышки, захватывает читателя врасплох непредсказуемостью исхода. При этом автор старается передать мироощущение главных героев - Загбоя и Ченки. Мир предстает перед нами таким, каким его видят эвенки - живым и одухотворенным. Здесь все имеет душу и ценность, от маленькой веточки до человеческой жизни. Роман наполнен звуками, запахами и красками тайги. Опоэтизированная восприятием охотника-эвенка, природа встает перед нами прекрасная и величавая. И человек здесь не хозяин, а малая, но неотъемлемая часть этой вечной кипучей жизни.

     Исподволь, на мелких житейских примерах, автор знакомит нас с системой нравственных правил эвенкийского народа. Равнодушный и злой человек считает Загбоя и Ченку дикими и темными… Не умеет лгать - значит, глупый. Верит своему новому русскому другу до конца - значит, наивный. Готов помочь в ущерб себе, своим целям - значит, простак. И не понимает этот человек, что у эвенка свои университеты, он обладает знаниями, которые не получишь за пять-шесть студенческих лет. Эти знания добывались веками жизни в суровой тайге, а обучение таежным законам начинается с первых дней жизни.

     Автор с душевной болью восстанавливает историческую справедливость. «Древняя эвенкийская пословица гласит: «Рыбе - вода, зверю - тайга, птице - небо, охотнику - дорога». Что может сравниться с новыми местами? На свете много людей-романтиков, кто посвятил свою жизнь путешествиям. Благодаря им открыты новые моря, земли, горы, озёра, реки. Тот, кто сумел описать свой путь и привез доказательства открытий, считается первооткрывателем.

     А кем тогда назвать тех людей, кто уже жил с незапамятных времен в тех краях, куда пришел так называемый «открыватель»? Как назвать тех, кто освоил земли, может быть, со времен динозавров и считаются аборигенами, коренными жителями? Нередко их называю дикарями, считают более низшими людьми по разуму, потому что они не умеют читать, писать, не знают правил этикета. Как же назвать этих дикарей, которые всегда, везде и во всем помогали первопроходцам, кормили, поили их, одевали и, не задумываясь о последствиях, показывали, водили за руку, как слепых щенков, в те места, которые «первопроходцы» позже приписали себе? У охотников есть хорошая пословица: «Тебя еще не было, а у меня уже висела фуражка на гвозде».

     К сожалению, «первооткрыватели» почти всегда в новых местах ищут прежде всего наживу, богатство, при этом губят природу, не задумываясь о будущем. В романе В. Топилина древние охотничьи тропы потревожили золотоискатели. Интересы новых людей и коренных жителей вступают в непримиримое противоречие, которое звучит в печальной песне мудрого Загбоя:

Эко, человек! Вершина жизни!

Венец творения, заботы и добра.

Зачем ты когти амикана выпускаешь,

Копаешь землю, роешь яму под себя?..

     Нам, сибирякам, особенно близка и понятна авторская позиция Владимира Топилина. Всегда полезно помнить, на чьей земле мы живем.

 

Шамаева Т.Т., заведующая отделом обслуживания ЦБ

Просмотров: 233 | Добавил: ПАФ | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar